О фильме «Такая любовь»

Кинематограф часто обращается к драматургии театра. И каждый раз такое обращение вызывает особый интерес и пристальное внимание зрителей. Мы привыкли считать, что выразительные возможности кино неизмеримо шире, чем театра, даже современного, «раздвигающего» условные границы сцены в поисках новых форм. Поэтому от экранизации современной пьесы всегда ожидаешь чего-то более впечатляющего.

К сожалению, пьеса чешского драматурга Павла Когоута «Такая любовь», оригинально построенная в виде свидетельских показаний героев, при экранизации ее режиссером Иржи Вайссом в большой мере утратила моральную остроту, волнующую приподнятость, пафос человечности, столь свойственные ей.

Думается, произошло это потому, что сценаристы пошли по пути формалистической «доработки» пьесы, нарушив тем самым строгость и целостность ее своеобразного сюжетного построения. В угоду внешней занимательности в фильм введен ряд лиц и эпизодов, которые никак не гармонируют с общим драматическим тоном произведения.

В фильме, как и в пьесе, присутствует автор — «человек в черной мантии», который является судьей и комментатором происходящих событий. Но если на сцене эта условная фигура абсолютно уместна и органична, то на экране она иногда оказывается тише и мешает нормальному восприятию многих эпизодов, особенно тех, которые происходят в обычной, реальной, житейской обстановке.

В основе и пьесы и фильма лежит важная гуманистическая идея, утверждающая искренность и принципиальность чувств, чуткость в отношениях людей.

Именно поэтому «человек в черной мантии», которого великолепно играет артист Милош Недбал, смело обвиняет всех тех, кто повинен в смерти Лиды Матисовой. И хотя с юридической точки зрения в поступках действующих лиц нет состава преступления, они подсудны суду совести — этому высокому нравственному суду социалистической морали.

Окруженная враждебной стеной обывательского осуждения, преданная Петром, которому она отдала свою любовь, Лида кончает жизнь самоубийством. Мягко, сдержанно и проникновенно играет роль Лиды артистка Мария Томашова, создавая образ, полный обаяния юности, внутренней чистоты и силы. Надолго запомнится зрителю одинокая освистанная фигурка девушки и летящие в нее, как камни, злобные и осуждающие слова.

Малодушный эгоист Петер Петрус жертвует любовью ради карьеры и покоя. Артист Владимир Раж именно таким изображает своего героя, за внешним обаянием которого скрывается смятение двуличной, черствой души.

К актерским удачам можно отнести игру артистки Ямилы Смейкаловой, выступившей в роли жены Петруса, которая немногими штрихами раскрывает облик этой гордой и умной любящей женщины.

В фильме есть талантливые режиссерские находки. Интересно придуманы монтажные переходы между эпизодами. Они прерывают внешне неторопливое, но полное внутреннего кипения действие острыми ритмическими «ударами, метафорически раскрывающими смысл происходящего. Например, сцена в ратуше сменяется резким лязгом мусороочистительной машины во дворе. Эта своеобразная метафора как бы говорит нам: Лида Матисова, не явившись в ратушу на бракосочетание, отказавшись от замужества без любви, тем самым выкинула из своей жизни ненужный хлам, мусор. Таких «переходов-метафор» в фильме немало. Но, к сожалению, этим в общем-то формальным приемом и ограничилась попытка авторов сделать драматургию театральной пьесы более кинематографической — гибкой, подвижной, динамичной. Почему многие люди со стран СНГ выбирают русские казино ? Все потому, что подобные люди являются выходцами из СССР. Им удобен русский язык и валюта рубли.