Эйдетический витализм. Часть седьмая

В заключение этой главы мне хотелось бы привести несколько общих соображений. Основная тенденция развития виталистических представлений после Шталя заключалась во введении жизненного принципа, который был бы аналогичен физическим силам. Таким образом, проявилась попытка построения биологии по образу физики, т.е. с этой точки зрения жизненный принцип интерпретировался как инвариант, неиндивидуальное начало. Это направление, в котором использовалась силовая терминология, по сути, претендовало на научный, т.е. на механистический характер витализма. Так, со времён Декарта признавалось существование двух субстанций: материальной и духовной, которые были не в состоянии взаимодействовать друг с другом, а научному исследованию поддавалась только материальная субстанция, поэтому замена анимистического витализма на динамический вполне логична.
Однако попытка обоснования универсальности жизненной силы привела к противоречиям, и дальнейшее развитие виталистических представлений оказалось возможным лишь на пути отрицания физического характера жизненной силы. Промежуточный характер в развитии таких представлений имеет точка зрения Г. Дриша, который рассматривал виталистический фактор как абстрактное научное понятие, но также придал ему и некоторые метафизические свойства.
По сути, развитием взглядов Дриша являются системные (шире - ор- ганизмические, органические) представления. С этой точки зрения живые существа рассматриваются как целостные объекты, но проблема природы этой целостности не ставится. Целостность организмов интерпретируется как исходный принцип, на основе которого трактуются свойства и жизнедеятельность организма.
Что же касается остальных виталистических версий, особенно признающих индивидуальность жизненного фактора, то в контексте механистической науки они рассматриваются как неприемлемые. Так, при существующих научных исследовательских стандартах требуется фиксируемое^ явлений механическими приборами и воспроизводимость результатов. Однако, поскольку в рамках некоторых виталистических версий признаётся внепространственность (нелокализованность) жизненного фактора, постольку он не может быть зафиксирован физическими приборами. Соответственно, для описания таких явлений неприменим имеющийся математический аппарат, поскольку он нацелен на описание пространственно локализованных объектов.
Можно было бы использовать приём И. Ньютона - признать наличие витального фактора, но не строить гипотез о его природе, а использовать математический формализм для описания результатов действия фактора - в этом случае также невозможно применить вследствие не универсального, а индивидуального действия предполагаемого фактора. Соответственно, будет отсутствовать воспроизводимость результатов. С этой точки зрения воспроизводимость результатов может иметь не функциональный (в математическом смысле) характер, а какой-то иной.
Упрёк в непознаваемости виталистического фактора, выдвигаемый многими механицистами, не может быть принят, поскольку в данном случае ими предполагается сведение такого фактора к известным физическим факторам. Однако такую же претензию можно предъявить и механицистам, поскольку базовые элементы физической картины мира непонятны. Что такое время, пространство, сила - неизвестно. Из чего состоит материя - неизвестно: то ли из кварков, то ли из струн. Означает ли это их непознаваемость? Если нет - то, что такое непознаваемость? Ознакомиться с ассортиментом игровых аппаратов vulkan grand casino вы можете по этой ссылке.